Статьи

  —   Психология ,   Школа для родителей
Выбрать рубрику

Когда с ребёнком можно говорить про ЭТО?

Автор: Наталья Устинова

Сексуальное воспитание играет важную роль в развитии ребёнка. На определённых этапах становления личности у ребёнка возникают вопросы, на которые он обязательно должен получить ответ. Если же избегать этой «интересной» темы и уходить от ответа, это может стать причиной формирования неправильного отношения к сексу и даже привести к ряду психологических отклонений.

Как говорить с ребёнком про «это»? И надо ли вообще это делать? Психологи утверждают, что детям не просто можно рассказывать про «пестики и тычинки», а нужно начать это как можно раньше.

Многие проблемы и комплексы в интимной сфере «вытекают» из детства. Сначала родители стесняются рассказать, что такое секс и чем отличаются мальчики от девочек. Потом подросшие детки сами опасаются заговаривать на «запретную» тему. Не имея возможности получить адекватную информацию, они добывают знания из собственного опыта (часто негативного) или слухов и домыслов, через средства массовой информации. С детьми разного возраста об интимном надо беседовать по-разному.

2–4 года

В этом возрасте ребёнок начинает изучать свое тело. Половые органы для него сейчас настолько же интересны, как руки, ноги или уши. Не обязательно сразу рассказывать об их функциях, достаточно дать им названия-термины: пенис, мошонка, влагалище, что из этого есть у мальчиков, а что у девочек. Углубляться в вопросы физиологии при этом совсем не обязательно. Обязательно объяснить, что показывать их посторонним людям неприлично, хорошие детки так не делают.

Внимание! Никогда не ужасайтесь, не дёргайте, не шлёпайте ребёнка, если он заинтересовался своими гениталиями. В том случае, если вам кажется, что он слишком увлёкся, лучше попробуйте незаметно переключить его внимание на что-нибудь другое.

Чаще всего первый вопрос в этом возрасте, касающийся сексуального воспитания, это «Откуда я взялся?». Обычно он возникает, если в окружении семьи рождается ребёнок и малыша распирает от любопытства, как это происходит.

На расспросы, откуда он взялся, лучше ответить честно: из маминого животика. Тем, кто будет выпытывать у мамы, как же он попал к ней в животик, можно рассказать, что мама и папа любили друг друга и хотели, чтобы у них появился ребёнок, их клеточки соединились, и из них в животе вырос Никита, Денис и т. п. Потом мама поехала в больницу, и врач его / её достал через специальную дверку или трубу. Особо «продвинутым» покажите картинки с беременными из энциклопедии. Сейчас очень много детских книжек на эту тему, и по желанию родители могут с ними ознакомить своего малыша.

4–6 лет

Дошкольники становятся очень наблюдательными и любознательными. В 4-5 лет расширяется круг общения ребёнка, появляется интерес к сверстникам. Это время игр «в доктора», «в папу - маму», «кучу-малу», совместного купания и всего, что связано с уединением и скрытностью, например, когда дети прячутся под кроватью или строят шалаш. Все эти игры позволяют ребёнку не только примерить «взрослые» роли, но и утолить своё любопытство, получая возможность физических контактов друг с другом, рассматривая то, что запрещено приличием. Если друг друга изучают дети одного возраста и никто никого насильно не раздевает, то в этом ничего страшного нет. Просто контролируйте их действия, чтобы не заходили слишком далеко. Они быстро наиграются и перестанут, если не делать из развлечения «запретного плода». Некоторые дети, чтобы удовлетворить своё любопытство, бывают вынуждены подглядывать. Но это не позор, а вполне закономерный интерес.

Внимание! «Разоблачения» — психотравмы на всю жизнь. Поговорите с ребёнком спокойно, объясните, что другому человеку такое подглядывание неприятно, но не ругайте и не стыдите его.

Когда ребёнок приносит из садика, например, слово «трахнуть» или «секс», просит объяснить, что это такое, не хватайтесь за голову, а сначала спросите, откуда он его узнал. Вполне вероятно, что он услышал его в контексте, далёком от сексуального, и «банан» это всего лишь банан, а «трахнуть» значит стукнуть.

Если же малыш узнал именно «интимное» слово, лучше расскажите про значение сами, чем его потом «пояснят» во дворе. Только постарайтесь не мяться и не краснеть при этом, а само описание дать максимально нейтрально, безэмоциональными словами, не акцентируя внимания на данном понятии.

И попросите его не делиться подобными знаниями на улице, в автобусе или при бабушках с хрупкой нервной системой. Оставьте подобные обсуждения для семейного круга, потому что не все понимают ценность сексуального ликбеза в столь юные годы.

6–9 лет

Младшие школьники обсуждают на переменках не только новые приключенческие фильмы. Ваше чадо вполне могут «просветить» в сфере секса и контрацепции более «продвинутые» приятели. Когда он захочет поделиться подобной информацией, сначала выясните, что ему уже известно (только не устраивайте допрос с ремнём, а аккуратно расспросите).

После этого восполните пробелы в его знаниях, рассказав всё самостоятельно или с привлечением соответствующей литературы, благо, сейчас книг по половому воспитанию достаточно для любой возрастной категории. На этом этапе уже можно пояснить, что сексом занимаются не только для размножения, но и для удовольствия.

Внимание! Родители, ни в коем случае не отрицая пользы хорошо иллюстрированной, грамотно написанной энциклопедии, всё же следует использовать её только как наглядное пособие, а не как замену вашего «живого» разговора с ребёнком.

Объяснить, как проявляется возбуждение и как «стыкуются» мужские и женские гениталии. Ну и про сперматозоиды-головастики, бегущие наперегонки к яйцеклетке, оплодотворение и беременность не забудьте. Рассказывайте языком учебника биологии, без эвфемизмов типа «нефритовых жезлов» и «цветков персика».

Картинки покажите, можно прямо из того же учебника. Нелишней будет базовая информация о предохранении, хотя бы о презервативах, которые наиболее надёжно защищают от нежелательной беременности и всяких нехороших заболеваний.

Также объясните, что у половых органов и соответствующих отношений есть нормальные названия, а не только из сферы обсценной лексики (т. е. мата), которую в приличном обществе вообще употреблять не рекомендуется.

Подводя итог полового воспитания детей, хотелось бы подчеркнуть, что самое главное не то, что именно мы говорим, а то, что мы делаем, как мы живём, как мы сами относимся к этим вопросам. Важно, чтобы родители всегда были на высоте, были примером для собственного ребёнка.



Комментарии (0)

Новый номер


Выпуск №2 - 2015
Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Александр Пыжьянов
сертифицированный тренер категории «Мастер» Федерации тенниса России, специалист по вопросам физической культуры и спорта.